Это мы побывали на премьере спектакля «Маньяк» и увидели Алексея Вдовина в новой интересной и впечатляющей роли.
Идея постановки — со всеми репликами и песнями — принадлежит режиссёру и актрисе Евгении Яхонтовой. Она же исполнила единственную женскую роль — роль Жертвы. Непосредственно Маньяка играет Павел Шеремей.
Создатели спектакля предлагают зрителям вместе с ними поразмышлять на психологическую (или философскую?) тему: почему жертвы становятся жертвами, можно ли изменить свой статус жертвы и что для этого нужно?
На сцене поочередно появляются все три персонажа — один краше другого. Вот Маньяк — самоуверенный, дерзкий, целеустремлённый и чертовски привлекательный. Он намерен найти новую жертву и выполнить своё чёрное дело максимально качественно. У него для этого имеется целый арсенал приспособлений. Исполняя песню маньяка и виртуозно танцуя, держа в руках нож, удавку, яд и прочее, он упивается собственной значимостью и силой.
Вот Жертва — она выглядит нарочито броско и даже вульгарно: высоченные каблуки, короткое платье, яркая помада. Она как будто ищет в своём окружении того, кто клюнет на такой вид. Она с виду скромна и непорочна, но как только происходит ее знакомство с Маньяком, она едва не требует, чтоб он расправился с ней поскорее. Дело в том, что Жертва носит свой статус с гордостью и удовольствием. Она — потомственная Жертва и не хочет отставать от своих мамы, бабушки и прабабушки.
Не зная о задумке Жертвы уйти из жизни с помощью другого человека, в повествование врывается доблестный, бесстрашный Спасатель (Алексей Вдовин). Он рассказывает о своих умениях и достижениях, не сомневается, что сможет обезвредить преступника и спасти бедную, напуганную, ни в чем не повинную Жертву, освободив из цепких рук Маньяка. Он решителен и смел, у него совершенно миролюбивые побуждения.
Но вдруг что-то пошло не так. Спасатель ошибся в вычислениях главного злодея. Маньяк практически растерялся при взаимодействии со Спасателем. Жертва высмеяла обоих, упрекнув, что ни тот, ни другой не может выполнить свои задачи в полной мере. А самое главное, что она сама может отлично выполнять роль Маньяка, стоит только каждому из них почувствовать себя безропотными жертвами.
Выходит, все эти условные роли-маски не даются раз и навсегда. Каждый человек сам выбирает, кем ему быть — сильным или слабым, решительным или зажатым, идущим по своему счастливому пути или продолжающим путь страданий и неудовольствия, подобно предыдущим поколениям.
«Маньяк» — глубокий и важный спектакль, наглядно показывающий, как работает в жизни драматический треугольник созависимых отношений — так называемый Треугольник Карпмана.
Как признались создатели сразу после премьеры, в дальнейшем есть задумка делать рокировку ролей между артистами перед каждым следующим показом. В этом и есть весь смысл спектакля: жертва (если это настоящая жертва) не хочет ничего менять. Люди такого сорта старательно избегают ситуаций, в которых проблемы однозначно можно решить. Впоследствии жертва легко становится и Маньяком (преследователем), и Спасателем.
Есть вероятность и надежда, что за коротких полтора часа, пока длится спектакль «Маньяк», кто-то из зрителей узнает себя в одной из созависимых ролей и все-таки захочет пересмотреть своё жизневосприятие и отношение к себе и к другим. У спектакля, очевидно, самые благородные цели и устремления. Такие работы действительно отражают реальность и позволяют увидеть себя со стороны — пусть и не в самом лучшем свете.
02/04/23.
Страдать нельзя спастись