Посмотрела в театре «Цех» потрясающий спектакль: «СЕКТОР ГАЗА» — о жизни человека в условиях войны.
Это одна из трёх частей режиссёрского проекта Анатолия Праудина «Человек и война». Мне повезло: в своё время, в 2016 году я увидела первую часть документальной трилогии: «Донецк. 2-я площадка» — о жизни в рабочем посёлке под Донецком, по которому проходила линия фронта (там находились передовые части ополчения ДНР и всё ещё проживали несколько гражданских людей, работающих на Химическом заводе; там, поступив рабочими на завод, жили режиссёр, исполнитель главной роли Ваня Решетняк и художник Игорь Каневский). Помню, как глубоко подействовала на меня эта постановка, как сильно я тогда плакала.
Вторая часть — «Одиссея» — доступна сейчас только для зрителей Самарского ТЮЗа. В ней рассказывается об экспедиции в Северной Атлантике. Режиссёр Анатолий Праудин надеется, что когда-нибудь станет возможным показать театралам из Петербурга и этот спектакль.
А «Сектор Газа», к счастью, показывают в театре «Цех» регулярно — раз в месяц.
Признаюсь, было немного боязно идти на этот спектакль, учитывая то, что происходит в мире. Переживала, что нервы не выдержат. Но оказалось, все не так страшно. Проницательный режиссёр Анатолий Анатолий Аркадьевич и безумно талантливый актёр Витя Бугаков пощадили зрителя, показав, что даже на войне жизнь остаётся жизнью.
На глазах зрителей руками Виктора (артиста и персонажа) буквально из ничего, создаётся свой, отдельный мир. Это не просто зоопарк, где работает главный герой-болгарин, это его пристанище на неопределённый срок. Он оказался здесь, в израильском кибуце (коллективном промышленном поселении), что расположен в часе ходьбы от боевых действий, случайно: сначала три месяца работал волонтером, а после не уехал, став работником зоопарка. С тех пор прошло три года.
Он ко всему привык. И к вечной жаре, и к постоянным придиркам шефа-американца, и к животным, которые стали ему настоящими друзьями, и к общению через скайп со своей девушкой, ждущей его дома и постоянно ворчащей, и к душевным, неспешным разговорам с парнем из Украины, которая с Россией «не одно и то же». И к тому, что совсем рядом идёт война.
Они беседуют о разном: простом и сложном, духовном и бренном, вечном и скоротечном. Виктор включает для украинского приятеля группу «Любэ» — «на войне, как на войне», они обсуждают красивую певицу-хохлушку Ани Лорак, делятся своими мечтами: одному хочется добраться до Херсона, чтобы наконец увидеть маму, другой — неисправимый авантюрист, как его отец — хочет ещё повидать мир, огромный и прекрасный.
Жизнь Виктора в кибуце, над которым так часто летают снаряды (в отличие от жизни в мегаполисе), напоминает медитацию. Больше сосредоточенности. Меньше забот и проблем, нет суеты, нет искусственно навязанных приоритетов. Есть работа и рабочие обязанности, есть небо, есть палестинские мухи, есть само ощущение ценности жизни.
И всё-таки однажды Виктор решает сняться с якоря: оставить свой такой странный и небезопасный рай, бежать куда глаза глядят (хоть в сторону вооруженного конфликта, в сектор Газа), по-гомеровски “покинув Царский свой дом и весло корабельное взявши», отправиться странствовать снова, покуда людей не увидит, «моря не знающих, пищи своей никогда не солящих, также не зревших еще на водах кораблей быстроходных, пурпурногрудых, ни весел, носящих, как мощные крылья, их по морям», и если дорогой он путника встретит и путник тот спросит: «Что за лопату несешь на блестящем плече, иноземец?” – в землю весло водрузить – и окончить свое роковое, долгое странствие».
Спектакль «Сектор Газа» — обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» (2022 г.) — завораживающее, очаровательное, неторопливое и мудрое повествование о маленьком мирном человеке с большим сердцем и его удивительных способностях находить радость жизни даже в самых страшных обстоятельствах.
20/03/23.
Мир за пределами страха