Люблю ретроспективы. Это всегда возможность заглянуть в прошлое и сравнить его с настоящим. 14 марта в кинотеатре «Ленфильма» — в рамках ретроспективы Динары Асановой — прошёл показ фильма «Жена ушла». Эта картина, вышедшая в прокат в далёком 1979 году, к сожалению, не была оценена критиками и зрителями. Режиссёр показала жизнь без прикрас. Супруги Саша (Валерий Приемыхов) и Вера (Елена Соловей), прожив 11 лет вместе, находятся в очевидном кризисе. Дома каждый день ругань, жена плачет перед сном, исчезло взаимопонимание. Больше всего, конечно, страдает ребёнок, ученик младшей школы Витя (Дмитрий Савельев), уже привыкший жить в нездоровых условиях и научившийся отвечать отцу грубостью на грубость. Динара Асанова взяла этот печальный сюжет семейной драмы из реальности. Она слышала разговоры друзей, знакомых и коллег, которые находились в процессе развода, зачастую ненавидели своих мужей и жён, делили детей, совсем не думая об их состоянии в этот болезненный момент. Таким образом, режиссёр сознательно заставляла общественность, взрослых людей, создавших семьи, обратить внимание на эмоции, чувства и переживания детей и подростков — главных персонажей в картинах Асановой. Полуторачасовой советский фильм, вероятно, как и 44 года назад, сегодня, в XXI веке, смотрится на одном дыхании. Зрители чутко реагируют на трогательные эпизоды и смеются на сценах бытовых, узнаваемых ситуаций. А самое главное — зрителям есть, что обдумать, есть, о чем высказаться. Когда после киносеанса началось обсуждение, пришедшие гости озвучили несколько вариантов ответа на вопрос, почему жена ушла от мужа. На первый взгляд кажется, что герой Приемыхова, как сейчас говорят, типичный абьюзер. Он противоречит сам себе: то ласков и покорен, то резок и заносчив. Доходит до оскорблений. Он как будто абсолютно лишён эмпатии. Но, внимательно досмотрев фильм до конца, становится ясно, что его супруга тоже далеко не идеал. То ли в силу молодости и неопытности, то ли азарта ради, с ее стороны случались провокации ревности и нападок. А разменной монетой становился друг главного героя — Степа, совсем нетипичная, и тем более интересная, роль «Шурика», Александра Демьяненко. Этот фильм совсем не даёт советов и рекомендаций, не диктует правила семейной жизни. Но, вероятно, как и в далёкие годы ушедшего столетия, и в наши дни талантливо задевает за живое, призывает к ответственности — за сделанный однажды выбор, за детей и за будущее. В завершение сеанса организаторы мероприятия напомнили зрителям о замечательной выставке «Незакомка», посвящённой Динаре Асановой https://vk.com/wall963355_21324, которая завершается 15 марта. Кроме того, был анонсирован завершающий кинопоказ ретроспективы 29 манта — фильм «Ключ без права передачи», встреченный критиками и зрителями советского прошлого на ура. 13/03/23. Заглядывая прошлому в глаза